Slade / Whatever Happened To Slade Remastered 2007
1977
"Что бы ни случилось со Слейдом" - седьмой студийный альбом Slade, выпущенный 21 марта 1977 года на лейбле BARN Records (2314 103 - в Англии и Франции; 2365 103 - в Германии), а также на Polydor (23 10 504 - в Испании и Италии; 2365 103 - в Германии) и на PGP RTB/Polydor (LP 5697, 2365 103) в Югославии (в 1977 и 1981 гг.). С тех пор на виниле больше нигде и никогда не переиздавался.
ИСТОРИЯ
Когда Слэйды надолго уехали в Америку, на одном из лондонских мостов через Темзу появилась надпись огромными буквами: Whatever happened to Slade? - "Что случилось со Слэйд?" "Это был довольно знаменитый образец граффити. Надпись продержалась там годы" - вспоминал Нодди Холдер. "Мы ходили смотреть на неё, и всем конечно понравилось. Мы как раз недавно закончили запись очередного альбома, и было решено назвать его "Что случилось со Слэйд?", а на обложку поместить снимок того моста. Компании грамзаписи название понравилось, а идея с обложкой - нет. В конце концов, они сняли нас, стоящими в ряд на улице, а сзади нас на стене висели огромные плакаты с нашими портретами скинхэдовских времён."
Но ещё задолго до выпуска альбома Slade возвестили о своём возвращении на родину синглом "Gypsy Roadhog" (Цыган-лихач), который вышел в январе 1977 года на Barn Records - группа имела дело теперь с этим лейблом. Сингл поднялся было до 48-ой позиции в британских чартах, но вскоре песню запретили к прокату на ТВ и радио.
Дело в том, что в "Gypsy Roadhog" речь идёт о наркодилере, который "пудрит себе нос" то в Алабаме, то в Индиане, то в Оклахоме, то в Нью-Орлеане и т.д. В английском языке выражение "I have to powder my nose" (буквальный перевод: "Мне нужно напудрить носик") употребляется как эвфемизм, когда человеку надо в туалет, типа нашего "Извините, мне надо в одно место". Слэйды воспользовались этой двусмысленностью, подразумевая, на самом деле, нюхание кокаина. Об этом красноречиво говорит и упоминание в конце песни "маленькой серебрянной ложечки", которую у героя песни забрали при аресте - излюбленный инструмент у гламурных любителей этого порошка.
Песня, очевидно, возникла как опыт долгих странствований по США, где употребление кокаина было более распространёно в то время. Самих Slade никогда не притягивали наркотики. Они могли выпить как все - после работы, но без дебошей и скандалов в гостиницах, которыми славились, например, Led Zeppelin, The Who и др. Промашка вышла, когда Slade сыграли песню "Gypsy Roadhog" ("под фанеру") в популярной английской телепередаче для детей с ведущим Блу Питером.
"На следующий день после этого выступления во всех газетах писали про арест Кита Ричардса за кокаин, муссировали подробности про серебряные ложечки и всё такое прочее," - вспоминал Нодди. "А у нас в песне есть строчка про "серебряную ложечку". Тут Блу Питер пришёл в ярость, обнаружив, что наша песня была про кокаин. Радио Один запретило песню, и она канула в Лету."
На следующий день после той передачи на телевидение посыпались жалобы на "Gypsy Roadhog", Би-Би-Си потребовала от Слэйдов изменить текст, а в феврале 1977 и вовсе запретила крутить её в эфире.
Когда в марте вышел альбом Whatever Happened To Slade, все СМИ стали так же игнорировать его. Песни из альбома практически не крутили в эфире, а музыкальная пресса просто игнорировала пластинку. 16 сентября 1977 года трагически погиб в автокатастрофе Марк Болан - ведущая фигура в британском глэм-роке - стиле, с которым ассоциировались и Slade (в одном ряду с Гари Глиттером, группами Mud, Sweet и др.). Вся эта музыка буквально умерла вместе со смертью Марка Болана.
В 1977 году, как известно все СМИ, все музыкальные критики в Англии сходили с ума от панк-рока, кричали о музыкальной революции и т.п. Бытовало настроение типа "сбросить с корабля современности" все прежние рок-группы, и чем популярнее они были - тем хуже для них. Считалось, что они "отстой" и тормозят развитие рок-музыки. Для критиков Slade тоже входили в этот разряд, хотя это было абсурдно, ибо Slade всегда были простыми "своими в доску" парнями, игравшими незатейливый забойный хард-рок, на котором воспиталось не одно поколение тех же панков.
Whatever Happened To Slade звучит ещё забойнее и тяжелее, чем предыдущий Nobody's Fools (1976), и панкующее поколение, кстати, тепло его приняло, но без рекламы и замалчиваемая СМИ пластинка продавалась очень слабо. Название альбома, подразумевавшее долгое отсутствие Слэйд на родине, теперь обрело и новый зловещий смысл: Что случилось со Слэйд? Они никому не нужны.
"Whatever Happened To Slade был более роковый, чем Nobody's Fools. Это был возврат к нашему оригинальному звучанию," - говорит Нодди. "Мы совершили британское турне в его поддержку, и билеты на все концерты были проданы, потому что мы не играли в Британии уже два года. С тех пор мы, пожалуй, стали играть вживую гораздо лучше, чем раньше. Чтобы впечатлить публику в Америке, мы не могли рассчитывать только на своё имя Slade и пришлось много поработать, чтобы улучшить свою музыку и игру." И тем не менее, пластинка провалилась в продаже.
На самом деле, "возврат к оригинальному звучанию" - это скромно сказано. Whatever Happened To Slade звучит значительно драйвовее и круче, чем все предыдущие альбомы, а музыка стала изощрённее в композиционном плане. Можно назвать лишь пару-тройку вещей, сделанных в старом ключе, остальные звучат свежо, необычно и экспериментально для Slade. Вся пластинка напитана мощной энергией и слушается на одном дыхании.
Только верные поклонники группы, не подверженные влиянию извне, могли по достоинству оценить этот поистине сильнейший альбом Slade, и по опросу фан-клуба в 1979 году назвали Whatever Happened To Slade "номером один" в тройке лучших альбомов группы. В том же опросе обложка Whatever Happened To Slade попала на второе место среди трёх лучших.
Whatever Happened To Slade был особенно популярен среди американских рок-музыкантов, игравших в конце 1980-х годов грандж. В любви к нему и огромном влиянии признавались публично Билли Корган из Smashing Pumpkins и Курт Кобейн из Nirvana. Ну и особенно ценится эта пластинка в среде коллекционеров винила, как одна из самых малотиражных, а следовательно очень редких.
Noddy Holder - lead vocals, rhythm guitar
Dave Hill - lead guitar
Jim Lea - bass guitar
Don Powell - drums