16 января - Всемирный день The Beatles
............................
The Beatles / Revolver
1966
"Револьвер" - седьмой студийный альбом Битлз, выпущенный 5 августа 1966 года лейблом Parlophone Records.
Revolver считается одним из лучших альбомов в истории рок-музыки.
В британском хит-параде: 1-е место в течение 7 недель подряд с 13 августа 1966.
По данным Американской ассоциации звукозаписывающих компаний альбом Revolver неоднократно сертифицирован как мультиплатиновый.
Группа долго не могла придумать название альбому, было много вариантов. Название было придумано во время гастролей в Японии. Большую часть свободного времени группа, в целях безопасности, проводила в отеле «Хилтон», где у них было время подумать и прийти к согласию.
ИСТОРИЯ
Олег Соломатин:
Revolver сложный во всех отношениях альбом. Многоплановый, многожанровый. И по гармониям, и в мелодике, и в плане ритмической структуры, он стал одним из величайших альбомов в популярной музыке, его признание было сосредоточено на диапазоне музыкальных стилей, разнообразных звуков и лирического содержания.
Битлз записали Revolver после трехмесячного перерыва в начале 1966 года и в период, когда Лондон считался культурной столицей эпохи . Песни отражают интерес группы к наркотику ЛСД, восточной философии и авангарду, лирически затрагивая такие темы, как смерть и трансцендентность проблем материального мира. Не думая о том, чтобы воспроизвести свой новый музыкальный материал на концерте, группа широко использовала автоматическую запись дабл-треком, переменную скорость обратное движение магнитофонной ленты, двойное звуковое микширование и инструменты вне их стандартной живой настройки. Среди его инновационных треков психоделический "Tomorrow Never Know ", записанный с использованием закольцованности ленточной петли контролируемый на нескольких магнитофонах одновременно, "Eleanor Rigby" - медитация на одиночество, в которой единственная музыкальная поддержка - струнный октет и "Love You To" - кавер на индийскую классическую музыку .
Лето 66-го неожиданно оказалось для ребят своеобразным экзаменом, проверкой их творческого потенциала. Битлз вдруг оказались на распутье. Изматывающие гастроли остались в прошлом, впереди ждала студийная работа к которой они давно стремились, но оказались не вполне готовы. Очевидно, мешала перестройка мышления и наркотическая зависимость. Усталость, депрессия, разного рода фобии ,эксперименты с ЛСД - все это естественным образом отразилось на этой уникальной пластинке. Перед Джорджем Мартином вдруг встала очень непростая задача: что делать с этим непростым музыкальным материалом, от которого за версту веяло чем-то тяжелым и безрадостным. И, как мне кажется, он с успехом распутал этот сложный клубок, принеся во все это, изрядную долю доброты и оптимизма. Его поиски привели к тому, что он решил изменить тембровую окраску звука: на записи хорошо слышен почти предельный подъём высоких частот. От этого тарелки и бубны Ринго звучат приподнято и весело. Помудрив со средними, он получил специфический гитарный звон, до той поры не существовавший вообще ни на одной записи. Бас прописан так отчетливо кругло, что слышно даже мельчайшие штрихи.
Если Rubber Soul еще заполнен песнями, подобно ранним хитам, воспевающими чувственную любовь и секс, в Revolver все трое сочинителей пошли дальше сочинения простых любовных песен. Не то чтобы Битлз потеряли интерес к сексу, просто перестало быть интересным писать о нем метафоры. Здесь нет песен о "держании за руку", "вождении моего автомобиля", "любви на одну ночь" или даже недвусмысленных намеков на нечто неприличное, как в "Girl". Вместо этого идет исследование одиночества ("Eleanor Rigby", "For No One"), невинности ("Yellow Submarine", "Here, There and Everywhere"), мечтательности и грез ("Tomorrow Never Knows", "I'm Only Sleeping"). Revolver отражает три основных увлечения Харрисона, Леннона и Маккартни на рубеже 1965-1966 гг.: Индия, ЛСД и богемная
художественная жизнь "свингующего " Лондона. Звучание в Revolver также более громкое электрогитарное, чем спокойный, в основном фолк-роковый звук Rubber Soul.
Наконец, Revolver замечателен еще и тем, что возможно, это последний альбом Битлз, в котором их творческая синергия проявилась в полной мере. Это было время, когда Битлз были не только великие сочинители и исполнители музыки, они были "банда!" В то время, каждому из них удавалось иметь свои интересы, свой круг друзей, но никогда не терять при этом глубинную связь между собой. На протяжении 1965 и 1966 годов люди постоянно говорили о неизбежном распаде Битлз, но ребята только подсмеивались над этим. Это был период, когда они делились между собой опытом жизненного восприятия. После 1966 они были менее расположены делиться друг с другом опытом, их судьбы начинали медленно расходиться в разные стороны. В "Сержанте Пеппере", работа над которым началась в конце того же 1966-го, они еще будут делиться идеями, но уже не смогут смешивать их в единое целое, как это получалось в "Револьвере".
Revolver демонстрирует техническое новаторство Битлз. Здесь они, впервые в поп-музыке, использовали многие приемы записи, которые чуть позже станут составляющими психоделического рока - самого модного музыкального течения конца 1960-х. Например, техника обратной записи, сильно скомпрессированные барабаны, пропущенный через спецэффекты вокал, закольцованные пленки, жужжание ситара и тамбура.
На этом альбоме была также впервые применена техника автоматического дабл-трекинга, изобретенная инженером EMI Кеном Таунсендом 6 апреля 1966. В данном случае применялись два синхронизированных между собой магнитофона для записи двойной вокальной дорожки. Раньше вокалисту приходилось петь свою партию дважды на разные дорожки, и это дело сильно не нравилось Леннону, поскольку надо было постараться точно попасть в первоначальнозаписанную партию. Битлз восприняли новый метод с большим энтузиазмом и широко применяли его на записи "Револьвера". Техника автодабл-трекинга (ADT) быстро стала стандартом для звукозаписывающей индустрии и получила дальнейшее свое развитие в хорус-эффекте.
"Почти каждая песня альбома несет в себе какие-либо технические инновации. Помимо очевидных и всем видимых новшеств - применения динамиков Leslie, "обратной записи", манипуляций со скоростью пленки и т.п. - не менее важны были новые приемы в технике записи, которые были не столь заметны большинству неискушенных слушателей. Кто из критиков в 1966 году мог оценить по достоинству уникальное применение компрессии или особенности записи бас-гитары в "Револьвере"? Многие ли могли осознать в то время, какие решительные попытки выйти за пределы тогдашней технологии предпринимались за стенами Abbey Road?
Джордж Мартин и Джефф Эмерик внесли особый вклад в создание звучания "Револьвера" - его характерного "металлического сияния". Битлз могли написать мелодии, тексты и создать настроение альбома, но продюссер и инженер вступали в игру там, где все творческие потуги музыкантов были бессильны. Например, когда надо было создать звучание пения тысяч монахов...
Увереннее и амбициознее других проявил себя Джордж Харрисон. TAXMAN - открывает альбом. Настоящий, забойный фанк-рок. Гитарное соло в индийском стиле - Маккартни. Джордж прямо высказал свое отношение и к политикам, и к налогам. Вокал Харрисона на треке был обработан тяжелой компрессией. На этой песне отчетливо проявился индивидуальный почерк Пола как бас- гитариста, сыгравшего в стиле знаменитого басиста Motown Джеймса Джемерсона
ELEANOR RIGBY - безусловный музыкальный шедевр. Написан под влиянием скрипичных концертов Баха. Композиция - уникальное трехголосое полифоническое произведение! В конце песни применен красивый прием, характерный для классической музыки - имитация :скрипка повторила голос Пола. В записи инструментальной части песни не принимал участие никто из музыкантов группы. В студии играли специально приглашенные музыканты — струнный октет, состоящий из скрипок и виолончелей, ритм-секции тоже нет, её роль выполняют виолончели. Первая композиция Маккартни, которая отступила от стандартной темы любовных песен, ее текст явился результатом групповых усилий, с участием Харрисона, Старра, Леннона и его друга Пита Шоттона.
I'M ONLY SLEEPING - гимн лени от мистера Леннона. нарко-пропаганда бездумного, отрешенного, надмирного существования. Пение Джона, для придания пущей выразительности, несет в себе некую нотку развязности. Сонный, психоделический номер Джона Леннона появился в ответ на старания окружающих (Пола Маккартни) добудиться его в полдень. После нескольких лет служения битломании Джону хотелось полностью расслабиться, позабыв о том, когда заканчивается день и когда сны перестают отличаться от реальности. Гипнотические песни, исполненные сомнамбулой, наилучшим образом передавали апатию тех дней. В песне явно слышно преддверие будущих сольников музыканта. Очень хорошее звучное гитарное разгеадо на открытых струнах. Подпевка Маккартни значительно смягчила и украсила общую картину мрачной безнадеги этой композиции. Для гитарного соло Харрисон записал две отдельных дорожки - первая с чистым звуком, а вторая - искажённая, задом наперёд. Звук электрической гитары был прокручен в обратную сторону и наложен в нужном месте ритм-трэка.
LOVE YOU TO - медитация от Джорджа в стиле рага-рок .Очевидно, навеяна ему чтением буддистских духовных трактатов. Никто из БИТЛЗ, кроме самого автора, в записи трека не принимал никакого участия. Всю работу сделали, очень даже неплохие, приглашенные индийские музыканты. Песня была записана 11 апреля 1966 года фактически вдвоем – Джорджем и Полом, который наложил партию бэк-вокала. 13 ноября Ринго записал дорожку с бубном, а Пол – фальцетные гармонии, позже удаленные из окончательного варианта.
HERE, THERE AND EVERYWHERE - вне всяких сомнений - битловская классика. Очень положительно влияет на мрачную атмосферу альбома. Несмотря на различие мелодий и гармоний по духу поразительно напоминает MICHELLE. HERE, THERE AND EWERYWHERE за её необычно красивый гармонический ряд очень любят исполнять многочисленные джазовые музыканты. Среди них и мой друг - великолепный джазовый пианист и композитор Андрей Руденко. Выдающиеся вокальные гармонии в песне – влияние группы Beach Boys и их последнего на момент записи "Revolver" альбома "Pet Sounds". Пол говорил о том, что в очередной балладе он пытался сравняться с лидером Beach Boys – Брайаном Уилсоном и его песней "God Only Knows".
Yellow Submarine - В 1980 году Джон Леннон говорил о песне: ""Yellow Submarine" – ребенок Пола. Донован и я помогли со словами. Фактически мы записали ее живьем в студии, но идея и вдохновение принадлежали Полу. Его название… написано для Ринго". Помимо Битлз в записи веселого гама (звуки верфи) приняли участие: Джордж Мартин, Джефф Эмерик, Патти Харрисон, Брайан Джонс, Марианна Фэйтфулл, шофер Битлз Альф Биккнелл.
SHE SAID, SHE SAID - ещё одно воплощение ''кислотных'' экспериментов Джона. Немного нервозная , но великолепно сработанная фолк-рок баллада в шотландско-ирландском стиле. Гитарное обыгрывание песни удивительно напоминает завывание волынки. В песне применен полиритмический рисунок: запев на 4 четверти, припев на 3 четверти. Харрисон вспомнил, что он помог Леннону закончить композицию, которая включала в себя объединение трех отдельных фрагментов. Маккартни не стал вносить свой вклад в запись, оставив Харрисона исполнять партию бас-гитары в дополнение к ведущей гитаре и вокальной гармонии. Во время записи между Битлз вспыхнула ссора, Пол послал всех подальше и ушел. Ему ответили "о кей, мы сами все сделаем". Это один из очень немногих треков "Битлз", в записи которого Пол вообще не принимал участия.
Замечательная во всех отношениях GOOD DAY SUNSHINE - отличный хорошо и красиво засвингованный, чисто джазовый, шафлл (воистину, Битлз все жанры покорны!). Фортепиано, звучащее в нижнем регистре, придаёт песне особый салунно-вестерновый шарм. Концовка песни заканчивается имитацией двух голосов при модуляции на полтона вверх. Рабочее название "A Good Day's Sunshine". Записана 8 июня 1966 года вместе с последующими наложениями соло Джорджа Мартина на фортепьяно в манере хонки-тонк, хлопков, вокала и вокальных гармоний.
Ладно скроенный и крепко сшитый хит Джона Леннона : AND YOUR BIRD CAN SING. Единственная позитивная песня Джона на этом альбоме. Впечатляет плотный гитарный звук с постоянно блуждающим интервалом. Леннон считал "And Your Bird Can Sing" бросовой и малоинтересной видимо по причине сюрреалистического текста Между тем в списке сотни самых выдающихся гитарных соло журнала Rolling Stone песня заняла 69 место. Гитарное соло исполняется вживую, без наложений Полом Маккартни и Джорджем Харрисоном. В первоначальном варианте, записанном 20 апреля 1966 года, Джордж записал соло один на двенадцатиструнной гитаре Rickenbacker. Эту версию с наложениями хохота Джона и Пола можно услышать на альбоме "Anthology 2".
FOR NO ONE - ещё одна жемчужина Пола. Написана им под сильным впечатлением ''Бранденбургских концертов'' Баха. И при этом никакой эклектики, никакой натянутости, никакого закоса под классику. Все абсолютно естественно и гармонично! В записи трека принимали участие двое из Битлз: Пол и Ринго и ещё приглашенный валторнист из лондонского симфонического оркестра. Написанная в марте 1966 во время каникул Пола и Джейн Ашер в Швейцарии песня сначала называлась "Why Did It Die?". Пол Маккартни: "Тогда я впервые решил посвятить отпуск горным лыжам. Первый раз я встал на лыжи во время съемок фильма "На помощь!", мне довольно-таки понравилось и я решил попробовать еще раз. Помню как сочинял эту вещь, сидя в маленькой ванной в швейцарском отеле. Помню нисходящую басовую линию, на основе которой сочинялась песня. И помню главную героиню песни – девушку, которая красила лицо перед зеркалом".
DR. ROBERT - едкая рок-песня. Джон прямым текстом назвал поставщика ''кислоты'' для тогдашней богемной поп-арт-рок тусовки. Украшает этот трек медленная часть под орган Хаммонда. Джон Леннон назвал песню автобиографической:"Doctor Robert" – еще одна моя песня. В основном о наркотиках и колесах. Она обо мне. Я всегда брал с собой все колеса в турне. По крайней мере, в начале. Позднее этим стали заниматься администраторы, а мы их просто держали в карманах, на случай необходимости".
I WANT TO TELL YOU - интересная работа Джорджа на гитаре, с применением некоторых джазовых аккордов, и разложение аккорда 2-м и 3-м голосами. Первая песня Битлз, в которой бас-гитара была наложена на готовый ритм-трек. Подобно "Eight Days a Week" Битлз используют во вступлении характерное нарастание. Джордж Харрисон: "Это песня о том, как тебя захватывает поток мыслей, которые так трудно выразить, передать, записать".
GOT TO GET TO INTO MY LIFE - тоже ''песня про дурь'' от лица Пола. Джаз-рок чистейшей воды задолго до CHICAGO . Мощнейший драйв с применением медно-духовых. Вдохновением для Пола Маккартни послужила музыка соул, выпускавшаяся американскими фирмами грамзаписи "Motown" и Stax. Влияние это заметно в отношении вокальной линии (припев) и использованных при записи духовых инструментов.
Переглотавшись ЛСД и начитавшись тибетской '' Книги мертвых'' Джон Леннон решил поделиться со всеми своим ''надсознательным ''откровением. Так драматично началось рождение самой значимой песни этого альбома:. TOMOROW NEVER KNOWS. (откуда название - знает каждый битломан).Песня построена на одном аккорде. наплывающий рокот барабанов с акцентом на вторую долю. Звуковые гитарные эффекты напоминающие крики раненых фантастических птиц. Надо всей этой замогильной жутью царит неповторимый голос Джона Леннона, доносящийся будто из других измерений. В студии во время записи Джон имел весьма смутное представление об аранжировке, высказав пожелание продюсеру, что хотел бы изменить голос таким образом, чтобы он напоминал пение Далай Ламы в сопровождении хора тибетских монахов. Также Джон предложил продюсеру исполнить номер, раскачиваясь над микрофоном на веревке, привязанной к потолку студии. Однако реально воплотить идею помог новый звукооператор Битлз – Джефф Эмерик, предложивший использовать для искажения голоса вращающиеся динамики Леcли, до этого применявшиеся в органе Хэммонда. К